60% ТЦ Москвы морально устарели и нуждаются в обновлении Сейчас почти все главные торговые объекты в столице имеют возраст старше 10 лет и нуждаются в обновлении, подчеркивают NF Group
Больше половины торговых объектов Москвы (60%) морально устарели и нуждаются в обновлении. О этом региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева поведала «РБК-Недвижимости».
«По нашей оценке, сейчас около 60% торговых объектов в Москве нуждаются в реновации. Сейчас почти все главные торговые объекты в столице имеют возраст старше 10 лет», — произнесла Евгения Хакбердиева.
По ее словам, часть из больших ТЦ (к примеру, «Мега», «Метрополис») проводили некие обновления в процессе операционной деятельности. Но почти все объекты остаются в том виде, в котором были построены 10-15 годов назад. В неких вариантах нужно обновить фасады, общие зоны, а в неких вариантах — нужно поменять инженерию, что сравнимо с новеньким строительством, объясняет эксперт.
Проводить реновацию ТЦ собственников стимулируют арендаторы, формирующие запросы на современные высококачественные площадки, также конкурентность с не так давно построенными объектами, отмечает эксперт. «Есть объекты, даже в центральной части городка, которые ранее были неинтересны. Сейчас туда готовы зайти большие арендаторы, но — опосля реновации. На этом фоне девелоперы думают о переформатировании и обновлении под определенного якорного арендатора», — поведала региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group. Есть запросы на реновацию от ТЦ рыночного формата в спальных районах, которые ощущают конкурентнсть с городскими ярмарками и районными объектами ADG в бывших кинозалах, добавила она.
Реновацию ТЦ тормозят недостаточные инвестиции. «Обладатели психологически не готовы вкладываться в свои объекты, построенные 15 годов назад. На данный момент они уже отбили все инвестиции и получают пассивный доход. А тут им необходимо начинать все поновой», — объяснила Евгения Хакбердиева.
В дальнейшем толика морально устаревших объектов может продолжить расти, не исключают в NF Group. «Но мы возлагаем надежды, что из этих 60% часть пойдет на реновацию, а их заместят остальные. И так будет идти процесс обновления», — подытожила эксперт.
По подготовительным итогам первого полугодия 2024 года толика вольной площади в столичных торговых центрах составила 6% — в два раза ниже, чем за аналогичный период прошедшего года (12%), и стала малой с 2014 года. Падение вакансии соединено с низким вводом новейших площадей на фоне активности арендаторов.
Читайте также: