РАЗНОЕ

Вырезанные семьи, угрозы и откуп. Что такое кровная месть, которой Кадыров пригрозил родне террористов?

Кавказовед Ярлыкапов: заместо кровной мести кавказцы предпочитают договариваться

Опосля теракта в Дагестане глава примыкающей Чечни Рамзан Кадыров пригрозил семьям террористов кровной местью. На совещании с руководителями силовых ведомств республики он заявил, что произнес подчиненным: если есть хоть мельчайшие подозрения в терроризме, нужно наказать весь род подозреваемого. Какой быть может кровная месть и как она всераспространена на Кавказе, «Ленте.ру» поведали изучающие этот вопросец специалисты.

Что такое кровная месть

Кровная месть представляет собой старый ожесточенный обычай, когда вендетта объявляется целому роду. Он появился еще в период родового строя, эта практика до сего времени вполне не пропала и существует в различных странах — от Албании и Греции до Йемена и Стране восходящего солнца.

Традиция кровного отмщения живет и в Рф, в особенности посреди народов Северного Кавказа — Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Чечни. Ее употребляют как метод разрешения конфликтов.

К примеру, по данным заведующей отделом этнографии Кавказа Санкт-Петербургского Музея антропологии имени Петра Величавого (Кунсткамера) доктора исторических наук Макки Албогачиевой, на начало 2011 года в Ингушетии в состоянии кровной вражды находились 73 семьи — для маленькой республики, населенной большущими родами, это огромное число.

На Кавказе кровную месть могли объявить за нанесение увечий, похищение дамы, изнасилование, прелюбодеяние с замужней, соблазнение незамужней, также похищение девицы для принуждения к браку и даже нечаянные деяния — ДТП (Дорожно-транспортное происшествие (автоавария, автокатастрофа) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб) либо злосчастный вариант

Дамы обычно не участвовали в кровной мести впрямую, но игрались важную роль в межродовых конфликтах. Время от времени они выступали в роли миротворцев, а время от времени — вольно либо невольно — разжигали вражду.

Обычаи кровной мести могут различаться

Четких правил кровной мести не существует, сказал «Ленте.ру» старший научный сотрудник Центра заморочек Кавказа и региональной сохранности МГИМО, этнограф Ахмет Ярлыкапов.

«Все основано на обычаях, — объясняет ученый. — А они могут различаться зависимо от этнической либо субэтнической группы. У всякого народа есть свои традиции, и в современном мире, где почти все традиции забываются, люди могут создавать новейшие».

Вырезанные семьи, угрозы и откуп. Что такое кровная месть, которой Кадыров пригрозил родне террористов?

Последствия атаки террористов на Дагестан

Доктор исторических наук Макка Албогачиева отметила, что до исламизации народов Кавказа адат (обычай) дозволял при кровной мести расправиться с хоть каким человеком из рода обидчика, даже если он к конфликту (Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм) не имел никакого дела. Но опосля исламизации нападение на невинного человека сделалось порицаться. Согласно шариату, мстить можно лишь конкретному виновнику и лишь этим же средством и этим же методом.

Кровная месть как общее явление стала сходить на нет опосля того, как в регионы Кавказа пришла Русская империя, отметил в свою очередь Ярлыкапов. Но в наше время в неких республиках обычаи начали ворачиваться. Феноминально, но возрождение неисламских практик соединено с реисламизацией Кавказа.

Для разрешения конфликтов создавались официальные комиссии

Русская власть, которая вначале опиралась на национальные меньшинства и проводила политику расширения прав автономий, начала борьбу с явлением кровной мести практически сходу. 1-ые официальные примирительные комиссии возникли в 1920-х годах, спустя всего пару лет опосля революции. К работе в их завлекали более почетаемых и влиятельных местных обитателей. Также на Кавказе постоянно были так именуемые неофициальные медиаторы, которые фактически всю жизнь занимались вопросцами урегулирования конфликтов.

Ислам призывает к прощению и отказу от мести, но у неких народов на Кавказе вера сталкивалась с классическими представлениями о чести и достоинстве.

В таковых обществах мирное урегулирование конфликта нередко рассматривалось как слабость и позор. Потому работа примирительных комиссий нередко была весьма тщательной: переговоры с семьями могли продолжаться годами

В истинное время на Кавказе отыскивают методы избегать кровной мести

В 2011 году глава Чечни Рамзан Кадыров объявил о полном прекращении практики кровной мести в республике и роспуске особых примирительных комиссий.

Заместо вендетты семьи начали находить остальные варианты решения препядствия, подтверждают ученые.

«Почти всегда стороны предпочитают договариваться, так как обычай кровной мести весьма жесток. Пострадавшая сторона имеет право убивать парней со стороны обидчика. Потому урегулирование и договоренности играют важную роль», — подтверждает этнограф, кавказовед Ахмет Ярлыкапов.

Вырезанные семьи, угрозы и откуп. Что такое кровная месть, которой Кадыров пригрозил родне террористов?

Атакованная в Дагестане синагога

Так возникла «стоимость крови (внутренней средой организма человека и животных)» — валютное выражение компенсации, которую семья может получить. Схожее решение было принято на конференции мусульман по предложению Абдурахмана Мартазанова, на тот момент — кадия (головного шариатского судьи) республики. Он сослался на Коран и напомнил, что за человека следует выплатить компенсацию равную цены 100 верблюдов. Решили, что в XXI веке это 1 миллион рублей.

Историк Албогачиева поведала о катастрофическом случае, произошедшем не так давно в Москве. Трагедия унесла жизнь отпрыска ее подруги, водителем машинки, в которой он находился, был чеченец.

Когда они хоронили отпрыска в Ингушетии, туда приехали 11 либо 12 машин родственников водителя, чтоб попросить прощения за их близкого человека. Они желали, чтоб им простили кровь (внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов), поэтому что институт кровной мести в том либо ином виде все таки существует и люди стараются отыскать методы примирения

Макка Албогачиевадоктор исторических наук

В свою очередь, этнограф Ярлыкапов показывает, что навряд ли на Кавказе существует единое мировоззрение по поводу кровной мести: «Никто не определял этого, поэтому может сложиться воспоминание, что все одобряют [отказ от кровной мести], но настоящая картина быть может совершенно иной».

Related Articles

Back to top button
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять